From Big Bang to nightclubs of Russian Foucauldianism
Считается, что концепция гиперреальности, имеющая фундаментальное значение для изучения веб-культуры нынешнего Века Информации и Лет Джекпота, прежде всего социальных сетей, родилась у Жана Бодрийяра под впечатлением не только от “общества спектакля” Ги Дебора или “фуколдианской генеалогии” (ей он объявил антиномичным свой порядок симуляций), а и после знакомства с микрорассказом Хорхе Луиса Борхеса О строгости в науке. (О том, был ли Бодрийяр знаком с работами Станислава Лема, Филипа Дика или Джона Браннера, сведений не имеется.)
Там Борхес в одной из любимых моих форм — эпиграфа из вымышленной книги — дает, пожалуй, лучшее в литературе и философии XX века описание принципа несоответствия карты и территории, из которого выросла куда более объемистая трилогия ван Вогта Нуль-А с отличным сиквелом работы Джона Райта. Ну а лучшая “книга песка” о картах и территориях — это, конечно, книжка с картинками, Фрактальная геометрия природы Бенуа Мандельброта, выросшая из наивного вроде бы вопроса Мандельброта в заголовке статьи 1967 года: какова длина побережья Великобритании? В ту пору Британская империя как раз ужалась настолько, что смогла поместиться на карте, детализированное построение которой было доступно древним компьютерам.
…Искусство картографии достигло в этой Империи такого совершенства, что карта одной-единственной Провинции занимала по площади целый Город, и карта всей Империи — целую Провинцию. Со временем эти Огромные Карты были сочтены неудовлетворительными, и Коллегия Картографов создала Карту Империи, которая имела размеры Империи и совпадала с ней во всех деталях. Будучи не столь преданными Изучению Картографии, Следующие Поколения обнаружили, что эта гигантская Карта совершенно бесполезна, и не без Нечестивости предали её Палящему Солнцу и Зимним Холодам. В пустынях на Западе сохранились обветшалые Обрывки Карты, в которых обитают Животные и Бродяги; и во всей Стране не осталось ни одной реликвии Географических Наук.
(Суарес Миранда, «Странствия благоразумных мужей», кн. 4, гл. XLV, Лерида, 1658)
Довольно символично, что именно в рунетовском сегменте земной инфосферы появился еще более короткий пост, достойный победы в условном конкурсе на микрорассказ, от которого прозрели бы Борхес и Ванга.
Достаточно мощный ИИ сам по себе является источником информации по абсолютно любому вопросу и ему никакой интернет не нужен. А создание такого ИИ — это вопрос исключительно вычислительных возможностей.
Если уж размышлять максимально глобально, то если создать достаточно точную математическую модель Большого Взрыва, то можно смоделировать любой процесс, который произошёл во Вселенной за последние 14 млрд лет и произойдёт в любом будущем, включая какой пост тут появится после моего. И не нужны для этого ни геология, ни гидродинамика, ни психология…
Пожалуйста, срочно выдайте его автору приглашение на учебу в нью-йоркский Институт общей семантики, пока его открытие не заметили в РКН и не поставили на службу Федеральной Империи. Ей оно немало пригодится: достаточно вспомнить, что карты, заправленные в планшеты Утром Февраля, частенько оказывались устаревшими лет на сорок.
Может возникнуть вопрос, кто оплатит новому студенту перелет, оформление визы и проживание?
Но ответ на него подсказывал еще Мюррей Гелл-Манн Хокингу с Хартлем.
Если вам известна волновая функция Вселенной, почему вы до сих пор не разбогатели?
А рекомендательное письмо попросим у Сабины Хоссенфельдер, неутомимой разоблачительницы супердетерминистского заговора.
Что касается русскоязычных научных и наукообразных организаций, то следить за противоборством вероятностных волн фуколдианства и куколдианства я рекомендую по наиболее интеллектуальному лоялистскому изданию Империи, “Россия в глобальной политике”. Рабочий цикл “России в глобальной политике” и СВОП несколько схож с вульгарно-механицистским несмиянством, где аппаратной начинке федерально-имперского Левиафанушки не требуется календарная магия, а достаточно термодинамики в объеме краткого курса, читанного сенсеем Кашалотом на выездных собраниях кооператива “Озеро”.
Приблизительно дважды в год, после заседаний Совета безопасности по ядерному сдерживанию, они переживают сезонное обострение роялистского куколдианства, но затем, когда слабеет редакторский контроль Сергея Караганова, официального представителя Святейшего Синода Ядерного Православия при Трехсторонней комиссии и Бильдербергском клубе, фуколдианство отвоевывает позиции. Далее процесс повторяется, когда в Бильдербергский клуб начинают исподтишка названивать из службы безопасности Сбербанка, интересуясь возможностью резервации мест на вечер.
В конце концов, никто, совершенно никто, даже гедонисты-надсмотрщики “фабрики эльфов” Free Russia Foundation, не обещал, что это будет вечер у Клэр. Прежде наступления Дней Джекпота было достаточно времени не только для любви, а и для того, чтобы понять, почему аристократы-белоэмигранты с руин империи Романовых сотню лет назад частенько дрались за престижные должности таксиста или газетчика.