Deployment pipeline
Вчера из свежего пресс-релиза стало известно, что астрономами найдено новое соблазнительное применение космическому телескопу имени Джеймса Уэбба (JWST), который умудрился стать вместо “галактической машины времени” чем-то вроде мрачной легенды НАСА еще задолго до старта на “Ариане-5” во вторую точку Лагранжа системы Земля-Солнце.
А именно, группа под руководством доктора Томаса Хеннинга из Гейдельберга получила разрешение изучить с помощью JWST процессы формирования протопланетных дисков в рекордном числе далеких звездных систем — пятидесяти с лишним. Интерес к таким процессам за последние пять лет оживился — не в последнюю очередь благодаря “звезде Тэбби”, долго остававшейся самой убедительной в Галактике кандидаткой в астроинженерные мегаобъекты, но впоследствии, кажется, таки разжалованной обратно в обыденные светила: поразительное вековое убывание ее светимости, прослоенное внезапными резкими провалами яркости, предлагается теперь объяснять испарением газопылевых частиц с поверхности “осиротевшей” экзолуны.
Впрочем, эта звезда, в отличие от EPIC 204278916, протопланетного диска все же не имеет и слишком далека для детального изучения с помощью JWST (до Тэбби полторы тысячи световых лет), засим команда Хеннинга сосредоточится на исследовании процессов планетоформирования в сравнительно близких молодых системах, таких, как TW Гидры, HD 135344B и 2MASS J16281370 (слева направо), с небывалым прежде разрешением.
Инга Камп из астрономического института имени Каптейна в Лейденском университете уверена, что JWST позволит впервые в истории создать детальный каталог молекул, содержащихся в таких протопланетных дисках соседнего космоса. Пики, ранее считывавшиеся по спектрам в лучшем случае как размытые линии, могут содержать сотни и тысячи детализированных спектральных полос. Таким образом планируется установить не только точный состав пылевых зон, а и концентрации отдельных компонентов. Чем черт не шутит, вдруг эта подборка пригодится в будущих пилотируемых или хотя бы автоматических миссиях — во избежание неловких ситуаций вроде той, какая описана Ларри Нивеном и Грегори Бенфордом:
Тонкая светоносная линия между двумя мирами поначалу выглядела артефактом обработки данных — но нет. Картинка на экране медленно, грациозно поворачивалась. Прямая линия представляла собой грандиозную конструкцию. Утолщённый сегмент в правой её части мерцал синим и зелёным.
— Двойная планета, — произнёс Клифф. — Чёрт побери! Непонятно, как так получилось, что и мы, и земляне это упустили из виду.
— Легко, — сказал Редвинг. — По крайней мере, в ретроспективе. Мы наблюдали систему с ребра. Орбита вокруг звезды расположена в той же плоскости, что и эта орбитальная пара. Поэтому наблюдается наложение спектральных сигнатур двух миров. Они совершают оборот друг около друга примерно за неделю. Когда срок наблюдения измеряется днями, легко перепутать.
Впрочем, гораздо более досадная оплошность, случись она при развертывании JWST на орбите, похоронит не только надежды группы Хеннинга, но и десять с лишним миллиардов долларов из федерального бюджета США. Напомню, что на ноябрь планировался первый тестовый запуск SLS в рамках лунной программы “Артемида”. Он не состоялся из-за пандемии карантиновируса (и, вероятно, по каким-то другим причинам), зато в “Нортроп-Грумман” отчитались об успешной проверке раздвижной башенной сборки телескопа (Deployable Tower Assembly, DTA), которая спустя несколько суток после развертывания устройства должна развести в пространстве зеркала, научные инструменты и опорную шину.
Как подчеркнули в НАСА, успешное испытание DTA знаменовало начало финальной фазы проверок JWST перед отправкой телескопа на космодром Куру и запуском на “Ариане-5” в космос. К слову, дата этого важнейшего для мировой науки события в очередной раз смещена, теперь с 30 марта на 31 октября следующего года.
LoadedDice