Whether the stars are right

Loaded Dice
3 min readMar 23, 2023

--

Дункан почувствовал, как его ментатское восприятие вспышкой проницает данные памяти о самом себе, абсолютно неуязвимое перед ходом времени. Вывод о том, что Дом Коррино не рискнет осуществить незаконную атомную атаку, он получил в этой вспышке расчетов, на основном пути принятия решений, но полностью отдавал себе отчет в элементах, сформировавших такую убежденность: Империи подвластно не меньшее количество ядерного и дополняющего оружия, чем всем остальным Великим Домам в совокупности. По меньшей мере половина Великих Домов отреагирует без раздумий, случись Дому Коррино нарушить Конвенцию. К внепланетной системе возмездия Атридов присоединятся превосходящие силы, и даже звать их на помощь не придется. Страх будет лучшим сигналом. Салуса Секундус и союзные миры исчезнут в раскаленных облаках. Дом Коррино не отважится на такое всесожжение. Они, без сомнения, поступили искренне, подписываясь на сохранение атомного оружия в резерве для одной-единственной цели: защиты человечества в гипотетическом случае столкновения с угрозой “иного разума”.

Фрэнк Херберт, Дети Дюны

Продолжая исследование всплывающих из небытия материалов по истории Дюниверсума, следует лишний раз подчеркнуть, что Энциклопедия Дюны под редакцией Уиллиса Макнелли описывает вариант реальности, альтернативный не только версиям самого Херберта (справочник издан раньше Еретиков Дюны и Капитула Дюны) или праводержателей (БХ/КА), но и нашей с вами Галактике.

Так, в ней упоминаются не имеющие реальных соответствий в Периодической таблице Менделеева естественные химические элементы; расстояние Канопуса, звезды Дюны, от галактического центра оценивается в 129 тыс. световых лет (в нашей Галактике — около 24 тыс. световых лет); звезды подразделяются на спектральные классы, неизвестные нынешней астрономии; Денеб, ярчайшее в абсолютном отношении из самых ярких светил земного неба, оказывается двойной звездой (причем второй компонент системы носит название β Лебедя, вообще-то закрепленное за Альбирео на противоположном конце созвездия); в галактическом ядре располагается сверхмассивная белая дыра вместо черной.

Не вполне ясно, каким образом при этом в прошлом человечества, колонизировавшего Дюну, проявились те же исторические фигуры, что и у нас — Ашшурнацирапал II, святой Августин, Чингисхан, Торквемада или Гитлер. Но простим Макнелли сию licentia poetica.

Что у Галактики Макнелли явно общее с нашей на космологических масштабах, так это Великое Молчание. В удаленной из печатного варианта Энциклопедии статье участник коллектива составителей Уолтер Майерс применяет к Дюниверсуму те же соображения, какие использовались Дрейком при выводе его знаменитого уравнения. По заключению Майерса, в Дюниверсуме должны обретаться не менее 2.8 млн цивилизаций, не уступающих Империи Коррино-Атридов в развитии или превосходящих ее.

В рамках канонической гексалогии вопрос “Где они все?”, которым завершает свою статью Майерс, как правило, не поднимается (единственное отступление, посвященное гипотетическим инопланетянам, я вынес в эпиграф к данной заметке и попутно снова порекомендую сравнить его с официальным переводом Анваера-Вязникова).

Почему это так?

Херберт разрабатывал Дюниверсум, опираясь среди прочего на построение Галактической Империи Азимовым и дискутируя с ним в том, что касается соотношения ролей масс и героев в истории.

А Галактика Азимова, вопреки традициям Золотого века пальпа, совершенно пуста: ее колонизируют люди, их домашние животные, паразиты и — за кулисами первой трилогии — иллюминатообразные роботы.

(Возможным исключением выступает Тупик, но я склонен рассматривать его как ошибку неразрывности сеттинга — у Азимова их вообще много.)

Полезно подчеркнуть, что пуста она была еще в 1939 году, когда Айзек увидел в метро журнал фантастики с изображением римского легионера на обложке и загорелся идеей перенести марксистскую (сегодня сказали бы — клиодинамическую) трактовку падения Рима в космос.

А вот Энрико Ферми задал свой вопрос небу только в 1950-м, заметно позднее выхода повестей об Академии и крушении Галактической Империи в журнальном варианте.

--

--

Loaded Dice

We begin with the bold premise that the goal of war is a victory over the enemy. Slavic Lives Matter