Holodeckathlon

Loaded Dice
4 min readMay 24, 2021

На ультрамарафоне в провинции Ганьсу на севере Китая 16 человек погибли, еще пятеро пропали без вести. Забег по пересеченной горной местности на 100 километров начался утром 22 мая возле города Байинь в провинции Ганьсу. Во время состязания регион настигла плохая погода, однако не сообщается, какая именно.

РИА “Новости”, 23 мая 2021 года

Сегодня отправившись в царство Юэ, вчера я туда уже прибыл.

Хуй Ши в передаче Чжуан-цзы

Чуть менее года назад в мировой космологии наступила пятая стадия столь любимой всяческими пабликами и телеграммами классификации стадий горя — принятие того факта, что измерения параметров, характеризующих юность и современную (условно “позднюю”) стадию жизни Вселенной, приводят к разным значениям постоянной Хаббла. Попытки вывести этот показатель из данных по неоднородностям космического фона микроволнового реликтового излучения дают более низкую величину, около 67 (км/с)/Мпк, а измерения по далеким квазарам, цефеидам, мегамазерным галактикам и прочим “локальным” достопримечательностям — более высокую, около 73 (км/с)/Мпк. Причины этого статистически значимого (4.4σ по состоянию на конец марта) разногласия, на радость легионам аспирантов и постдоков, непонятны.

Попыткам его объяснить ожидаемо несть числа (неполный список ссылок в кратком обзоре ди Валентино с сотр. насчитывает около 50 работ), но сводятся они к двум основным бизнес-подходам:

модификации

  1. моделей темной энергии, отвечающей за ускоренное расширение Вселенной последние пять с небольшим миллиардов лет, или
  2. физики ранней Вселенной — “эдемского сада” в терминологии Лю Цысиня, — вплоть до вариации скорости света или сечения саморассеяния (стерильных?) нейтрино.

Так и с недавней работой соотечественников Лю, занятых почему-то в южноафриканском университете Квазулу-Наталя, что в Дурбане.

Дай Вэймин с Ма Инчжэ и Хэ Хунцзяном предлагают модель космоса с голографической темной энергией (HDE), сулящую неаппетитные перспективы не только человечеству, но и для всем высокоорганизованным структурам мироздания. Именно, предполагается, что в уравнении состояния для темной энергии присутствует коэффициент c, отличающий ее от “ванильной” родственницы из ΛCDM-космологии:

Параметр w, зависящий у авторов от красного смещения, феноменологически вводится в соотношении

p = wρ,

которое связывает давление и плотность темной энергии,

а для адиабатического расширения Вселенной

и a — космологический масштабный коэффициент.

Далее, дифференциальные уравнения эволюции плотности темной энергии и параметра Хаббла принимают вид

причем

то есть плотность темной энергии обратно пропорциональна квадрату параметра L, выступающего в этой модели аналогом характеристичного размера черной дыры в расчете энтропии по Бекенштейну: это расстояние (ИК-отсечки) до космологического горизонта, точно компенсирующее силы чернодырного коллапса в “квантовом ящике” размером со Вселенную.

Гравитация здесь, кстати, молчаливо подразумевается энтропийным эффектом, как это повелось во многих еретических теориях после Верлинде.

При подборе коэффициента c=0.51±0.02 можно добиться такого поведения Вселенной, когда расталкивающее воздействие темной энергии переходит через критический уровень w = -1 (в сторону понижения) в ходе эволюции от юной Вселенной к современности.

В молодой Вселенной расталкивающее воздействие слабее, в современной — сильнее, но расстояние до поверхности последнего рассеяния удается сохранить приблизительно неизменным. Тогда параметр Хаббла при комбинации данных с телескопа “Планк”, а также статистики по барионным акустическим осцилляциям (БАО) и цефеидам Большого Магелланова Облака (R19), получается равным 73.12±1.14 (км/с)/Мпк. Это, по мнению исследователей, устраняет расхождение двух групп результатов в области высоких красных смещений:

Авторы сравнивают такое поведение с бегом стайера или (ультра)марафонца, который на первых отрезках дистанции может трусить почти лениво, экономя силы, а ближе к финишу — “взрываться”, обгоняя соперников.

Правда, в этом “космологическом” ультрамарафоне неизбежен миг, когда между стартом и финишем сама межзвездная среда начнет подмерзать и растрескиваться: простейший способ удовлетворить требованию фантомной темной энергии — приписать скалярному полю отрицательные кинетический член и градиент, то бишь заставить сам вакуум каскадно распадаться на фантомы и гравитоны. Не обойдет такая судьбинушка, ясное дело, и Коммунистическую партию Китая или ее официальное представительство на Марсе.

Быть может, именно потребность высказать такую мысль, пускай и в тщательно заобфусцированном мозголомной математикой виде, побудила авторов работы податься из Китая в ЮАР?

Меня спросите, так всяко лучше закинуться квинтэссенцией (-1 < w(z) < -1/3).

Или, может, ну ее на Хуй Ши, эту темную энергию? На одном окситоцине проживем.

LoadedDice

--

--

Loaded Dice

We begin with the bold premise that the goal of war is a victory over the enemy. Slavic Lives Matter