The ministration of Space Defense
Шестьдесят пять миллионов лет назад и даже гораздо раньше, на более теплой планете, существовали динозавры, способные регулировать внутреннюю температуру перьями. Солнечная система, куда они запускали свои ракеты, показалась им морозной и негостеприимной. Однако они нуждались в металлах, а разрушать биосферу загрязнениями от промышленных процессов, неэффективного использования энергии, выбросами углекислого газа и прочим в том же духе не хотели…
Их цивилизация носила спокойный, мирный характер, была ориентирована на сельское хозяйство и функционировала весьма успешно… пока в небесах не возник пылающий кометный хвост.
А космической программы, сами понимаете, у динозавров тогда уже не было.
Ларри Нивен, Грегори Бенфорд, Корабль-звезда
В четверг, 4 ноября, на специальной пресс-конференции сотрудники НАСА прояснили некоторые детали будущей миссии DART (Double Asteroid Redirection Test), призванной протестировать возможности земной “системы раннего предупреждения о космическом нападении”. 23 ноября зонд DART стартует на “Фалконе-9” с базы Ванденберг и осенью следующего года сблизится с синхронной двойной системой астероидов-аполлонов: Диморфом и Дидимом. Они в тот момент как раз будут проходить ближний к Земле участок орбиты.
Зонд представляет собой шкафообразное сооружение с двумя крупными выносными солнечными панелями; “крылья” эти разведены на восемнадцать метров, высота объекта с учетом смонтированной научной аппаратуры и двигателя достигает 2.6 м, а общая масса немного превышает 600 кг. Закартировав Диморф и Дидим, DART врежется в ориентировочный центр тяжести меньшего из этих небесных тел на скорости около 6.6 км/с.
Результаты миссии, по заявлениям НАСА, пригодятся в неопределенно далеком будущем, если потребуется отклонить астероид, идущий курсом на столкновение с Землей.
Составить представление о нынешних возможностях человечества по самозащите можно будет, оценив изменение орбитальных параметров Диморфа после падения DART на его поверхность. Диаметр Диморфа в зоне максимального утолщения составляет 160 м. Точные размеры астероида, упавшего на Землю 65 с небольшим миллионов лет назад и вызвавшего мел-палеогеновое вымирание, конечно, не поддаются определению, но Чиксулубский кратер, оставленный им, позволяет прикинуть, что агрессивный небесный гость был во всяком случае крупнее 10 км и прилетел под самым что ни на есть неудачным углом.
В настоящее время Диморф совершает оборот вокруг Дидима по ретроградной орбите (указывающей на его захватное происхождение в паре) за 11.92 час. Столкновение с земным зондом должно ускорить его на 1.4 % — примерно на… 10 минут.
Спустя несколько лет к Диморфу и Дидиму наведается другой земной зонд, “Гера”, и проверит, какого изменения орбитальных параметров и скорости минилуны удалось добиться в действительности. Но уже понятно, что потягаться с активностью Дарта Вейдера в системе Альдераана DART едва ли сумеет; а как раз такие уровни интенсивности будут необходимы, чтобы отклонить от Земли, к примеру, комету Свифта-Таттла — источник самого известного метеорного потока Персеиды. При столкновении ее с планетой может выделиться на порядок больше энергии, чем при ударе Чиксулубского астероида.
По современным представлениям, опасности от сближения коме-
ты Свифта-Таттла с Землей не ожидается по крайней мере на про-
тяжении двух тысячелетий (вероятность столкновения не превышает
0.000002 %), а Дидим и Диморф угрозы для нас, похоже, вообще не представляют.
Тут уместно вспомнить, что в Огненной звезде Майкла Флинна (дальнем приквеле тетралогии о Спиральном Рукаве, который читается сейчас скорей как развернутый альтернативно-исторический бизнес-план SpaceX или Blue Origin), аномальные отклонения некоторых астероидов Основного Пояса от рассчитанных орбит начались после того, как в рамках своей космической программы Мариса ван Хёйтен санкционировала миссию по их посещению и отклонению.
— А что вы потеряли? — спросила Мариса.
— Да астероид, — ответил Курт.
— Как можно потерять астероид? — спросил Барри ни у кого в особенности.
— Курт состоит в американском обществе любителей астрономии, занятых отслеживанием астероидов,— пояснил ему Кейт Макрейнольдс.— Небесная стража. Он обязан периодически отчитываться о координатах своих “подопечных” в Астрономический Союз.
— Астероидов так много, что профессионалам некогда за ними всеми следить,— стал рассказывать Том, — и они полагаются на любителей вроде Марисы, Курта или меня, чтоб актуальность баз данных не падала.
Курт передёрнул плечами.
— Придётся сызнова процесс поиска запустить. Я попробую отследить где-то ещё на траектории. Возможно, просто программный сбой.
— Это аполлон был?— спросила Мариса, наклонившись к нему.
— Нет,— сказал Курт. — Астероид Основного Пояса.
— Легко потерять его на звёздном фоне,— проговорил Том с некоторым сочувствием.
LoadedDice