The Andromeda Startup
— А так ли это на самом деле? — Адам подался вперёд на стуле, перегнулся над столиком, разделявшим их. — Что привело к вашему собственному падению?
Мариса почувствовала, что у неё на щеках румянец проступает.
— Ты же прекрасно это знаешь. Президент воспользовался моими… моими страхами, чтобы разместить на «Льве» боевые орудия, а бывшие совки устроили…
Майкл Фрэнсис Флинн, Путеводная звезда
Классический технотриллер Майкла Крайтона Штамм “Андромеда” издан на русском первым среди всех работ этого автора — и, как я объяснял несколько лет назад в пору пандемии карантинов, без эпилога, содержавшего недвусмысленный намек на причастность русских бактериологов к неожиданной эволюции титульного микроорганизма. Полное издание выпущено лишь недавно, а к тому времени у Штамма “Андромеда” уже появился и сиквел, незатейливый (в нем ощущается могучее и чужеродное для первоисточника влияние Экспансии с ее протомолекулой), но пригодный скоротать скучную поездку в метро или на поезде. Вспомним, что и поздние работы самого классика оставляли желать много лучшего, а в экранизацию 2008 года от братцев Скоттов, с обширными проявлениями блэквошинга, гендерсвопа и онтологических парадоксов, где штамм проникает к нам через червоточину из будущего при пособничестве ZOG,
лучше вообще не заглядывать.
Правда, даже первая экранизация зачем-то превратила Ливитта в женщину, притом лишенную привлекательности (находятся, однако, и зрители, считающие это достоинством — и вправду, секс-бомб типа Ракель Уэлч, под которую прописали было роль, в реальной науке прискорбная нехватка, но это ведь не повод приравнивать подобные образы к идеалам идиократии, а Индиане Джонсу — выписывать скидку на посещение секс-шопа за склонность орудовать хлыстом).
Все книги Крайтона выполнены в жанре “романа одной ногой в будущем” и (здесь ощущается перекличка с Азимовым и Хербертом) обильно используют псевдоцитаты из внутренних документов “служебных расследований” соответствующей вселенной. Процент удачных предсказаний у него, впрочем, ниже, чем у Кларка, Лема, Мэннинга или Винджа — Крайтон не столько предсказывает будущее или предупреждает о нем, сколько экстраполирует настоящее и направляет его в желательную сторону. (И это было так задолго до Парка юрского периода, почти единолично породившего диноманию мягких игрушек и парков развлечений, а попутно вызвавшего революцию компьютерных спецэффектов в Голливуде. Нобелевский лауреат 1958 года Джошуа Ледерберг, прочитав Штамм “Андромеда” и посмотрев фильм, уверился, что выведен там под именем Джереми Стоуна, и накатал возмущенное письмо Крайтону и издателям. Позднее недоумевал полный тезка Стоуна, руководивший одно время профсоюзом американских ученых.)
Однако концепция “биооружия с доставкой на дом из космоса”, принесшая ему славу в конце 1960-х, все еще не воплотилась в нашем варианте реальности. Или, во всяком случае, мы о таких инцидентах не знаем.
Быть может, именно это положение дел оставило недовольными основателей и инвесторов калифорнийского стартапа Varda, декларирующего благородную цель — удешевить производство лекарств в условиях микрогравитации.
Она не так амбициозна, как синтез революционных препаратов на Плутоне, о коем грезил еще Джон Вуд Кэмпбелл в Межпланетных дивидендах, зато реализуема средствами современной человеческой космотехники: вчера, 12 июня, первый робозавод Varda был выведен на орбиту стараниями SpaceX и Falcon 9. Для компании Элона Маска это, к слову, уже двухсотый успешный возврат ракеты.
Орбитальная фабрика Varda проведет в космосе около месяца, после чего замедлится и приступит к возвращению на Землю. Поскольку это самое возвращение по необходимости будет проходить на гиперзвуковых скоростях, Varda активирует вторую часть своего смелого бизнес-плана: осуществит ряд испытаний по выживаемости и управляемости аппарата в рамках научно-исследовательской программы, составленной ВВС США. Стоимость испытаний импровизированного гиперзвукового биооружия оценивается в 60 млн. долларов.
Когда робофабрика снизится до высоты крейсерского полета обычного коммерческого авиалайнера, ее скорость будет около 270 км/ч. В этот момент аппарат раскроет парашюты и продолжит снижение. По мнению разработчиков, такой гибридный режим спуска, совмещенный с испытаниями, не повредит сохранности биопрепаратов, синтезированных на орбите.
В случае успеха Varda планирует запустить второй завод уже в этом году, а далее сделать работу своей фабрики непрерывной, с подвозом сырья и текущим обслуживанием по мере необходимости.
Будем надеяться, что против успешной деятельности завода Varda не возникнет возражений ни у федерального ведомства, возглавлявшегося во дни ковида несгибаемым Энтони Фаучи, ни у разработчиков каких-нибудь альтернативных программ гиперзвуковых испытаний, аффилированных с ВКС Федеральной Империи.
Хотя, случись вдруг что, виноваты, как в отцензуренном эпилоге Штамма “Андромеда” или Путеводной звезде, явно окажутся эти последние. А руководство Varda — останется все в белом, совсем как толкиеновская вала. Или исследователи мертвого городка Пидмонт.