Id of March
Шутили, что индоевропейцы скоро весь мир себе подчинят. В иное время Китай и США не сочли бы шутку смешной, но мир изменился. Китай и США восприняли перемену с облегчением: она позволила выиграть время для более серьезных задач.
Вернор Виндж, Конец радуг
Пошла пятая из объявленных астрологами недель пророчеств о скором неминуемом коллапсе России по результатам февральской революции 2.0 (культурной революции отмены), а сквозняков через раму конформного окна в Европу все меньше, и профиль этого окна все более неудобен для посещений.
Картинка привычная и, согласитесь, в чем-то ожидаемая. Как был аномален момент однополярности мира в 1990-х, так же непривычна по историческим меркам была открытая этому миру и сравнительно зажиточная Федеральная Империя последних тридцати лет.
Анонсируемый коллапс удобнее наблюдать из кресла рядом с камином, оборудованного на случай уютного апокалипсиса, чем из-под козырька кепки рядом со стамбульским банкоматом.
Китай периодически раскалывается и коалесцирует на протяжении последних двух с небольшим тысячелетий, начиная с падения первой империи, Цинь, и войны царств Чу и Хань, образовавшихся на ее обломках.
Думается, даже самый невменяемый и/или неопытный штатовский аналитик не станет всерьез рассматривать желательное для США ослабление Китая как финальную стадию этого грандиозного цикла.
Вот, собственно, так же и с Россией. Существовать она может лишь под имперской эгидой, само по себе это не хорошо и не плохо — вы вправе руководствоваться на этот счет эстетическими соображениями, велениями чистой прихоти, — а попросту наиболее логично в терминах ее исторической эволюции, предусматривающей осцилляции между космополитическим и автаркическим аттракторами по замкнутой поверхности.
Чтобы это понять, не нужна ни лишняя хромосома, ни операция по ее генетическому редактированию, рекомендуемая наёмными пастырями.
Ловушку Фукидида нельзя долго хранить взведенной. Пора и саночки возить.