Gnostic Dark Forest between worlds
Фредерик Пол, Мир в конце времен (The World at the End of Time, 1990)
Темная материя и темная энергия, как я указывал в своих заметках, уверенно продвигаются к статусу современных теоретических эпициклов — они с некоторой натяжкой объясняют всё, везде, сразу и в то же время абсолютно ничего, а экспериментальными подтверждениями, увы, гнушаются: приходится довольствоваться блужданием в сужающемся коридоре потенциальных отклонений от Стандартной Модели или теории относительности. И подтверждения моему тезису охотно множатся.
Тем не менее мы, будучи людьми, просто не в силах удержаться от попыток разработки подобных моделей, одна из которых (само собой, довольно старая) активно и мастерски задействована Фредериком Полом.
Но не только этим хорош роман, иначе было бы к нему не меньше претензий с точки зрения стиля, чем к Диаспоре и Планковскому прыжку Игана. Это один из ранних предков (ага, опять) идеи, именуемой нынче с подачи пиарщиков, экранизаторов и переводчиков Лю Цысиня Темным Лесом — объяснение парадокса Ферми тут дается подчеркнуто мимоходом, гибели Земли и Солнечной системы уделено от силы несколько строчек, но устрашает предложенное решение не меньше, чем беспощадная прикладная космология Звезды-убийцы или более известного в наши дни Лю.
А вот и главный ярус торта с вишенкой: в этом романе находим одну из лучших (впрочем, их и без того можно по пальцам пересчитать, не снимая ботинок) в НФ и фэнтези обработок теологии валентинианского и архонтического гностицизма. Один из двух параллельных и независимых сюжетных потоков густо заселен неуклюжими, некомпетентными, по-детски вздорными и раздражительными, капризными, часто — безрассудно жестокими богами-демиургами (а может, это падшие ангелы?).
Сотворенные, как и положено, поровну из тьмы и пламени (в данном случае — из плазмы и экзотических бозонов-переносчиков гравитации),
они презирают и ненавидят материальный мир, но именно из него поступает к ним гурманская пища, так что отвязаться от него они решительно неспособны.
Не на орбиты черных дыр же мигрировать, чтобы питаться жалкими крохами излучения Хокинга?
Подобно жителю Нью-Йорка, Лос-Анджелеса или Москвы, которого жизнь благословила квартирой с фиксированной арендной платой, такой архонт старается без надобности не переезжать, пока не износит очередную звезду.
Тем сильнее злобная бесшабашность всемогущих трусливых подростков, которые искренне полагают себя наделенными отменным чувством юмора. Ну да, представления о смешном у них скорее соответствуют скабрёзным шуткам, опрокидыванию лицом в торт и всему такому. Но ведь и о многих людях подобное можно сказать? В том числе и о членах экипажа корабля поколений «Новый Мэйфлауэр».
Хотя, возможно, это лишь мне видится Темный Лес гностицизма за древами жизни, окружающими фонтан юности Виктора Соррикейна, самого старого космопилота во Вселенной, а Полу в действительности и не было дела до Гебдомады.
Или же Архонтам просто нечего делить (и нечем делиться) с разработчиками и поклонниками несколько уже заплесневевшей теории Калуцы-Клейна.