The ultimate answer is 42
Уже приходилось писать, как осенью 1983 года, после знаменитого инцидента с корейским “Боингом”, руководство НАТО решило провести в Западной Европе учения “Талантливый лучник” (Able Archer), но несколько недооценило серьезность ответных действий стран Варшавского пакта.
Документы, связанные с этой любопытной и поучительной историей, продолжают рассекречиваться, хотя, разумеется, и не полностью. Связан ли вброс свежей порции данных с недавней эскалацией напряженности на Ближнем Востоке и, в частности, первым после Карибского кризиса огневым контактом страны НАТО с авиацией Федеральной Империи, судить сложно. Вероятнее всего, это простое совпадение.
Тем не менее отчет экспертной группы при президенте Рейгане по вопросам внешней разведки (PFIAB) о том, что в ту пору происходило за “железным занавесом”, заслуживает внимания. В документе представлена ранее неизвестная широкой публике информация о мерах по прогнозированию и предотвращению упреждающего ядерного удара, принятых КГБ в 1981–1984 гг. Опираясь на неназванные источники в ЦРУ и военных кругах стран ОВД той эпохи (надо полагать, тут, кагэбычно, не обошлось без Олега Гордиевского), составители отчета подтверждают, что, начиная с 1981 г., сотрудники специализированного учреждения при КГБ приступили к разработке компьютерной модели под акронимом РЯН (ракетно-ядерное нападение) для симуляций атаки стран НАТО на Восточный блок. Об этой модели было известно и ранее, но рассекреченные источники дают о ней более подробное представление.
Модель учитывала около сорока тысяч параметров военно-политического, экономического и научно-технологического оттенка, корректируемых как по открытым источникам, так и по донесениям агентуры. В ее основе лежало предположение, что страны НАТО будут действовать принципиально аналогично нацистской Германии во Второй мировой войне, то есть, как только соотношение сил в пользу западного мира окажется выше некоторого критического уровня, они предпримут упреждающий массированный удар по ОВД.
Соотношение оценивалось с интервалом в 1 процентный пункт, а критический уровень был произвольно установлен на отметке в 60 баллов. Составители документа подчеркивают, однако, что эта отсечка была заложена с некоторым запасом, поскольку, вообще говоря, психологически комфортным заказчики симулятора изначально посчитали уровень в 70 баллов, но не ниже.
Когда модель пробила сверху отсечку в 60 баллов, параметры модели решили уточнить. Для этого был организован сбор дополнительных данных о военных операциях стран НАТО, Китая и Японии, графиках мобилизации в армиях этих стран и возможных целях ядерного удара, плановых и срочных консультациях между военными и чиновниками стран НАТО по вопросам использования армии в тех или иных точках планеты, деталях чрезвычайных планов развертывания ядерных триад, активности Совета Национальной Безопасности и Объединенного Комитета Начальников Штабов США, а также трендах финансового сектора западных стран, в частности торгов по золоту и драгоценным металлам, и аукционах по эксклюзивным драгоценностям, произведениям искусства и прочим средствам долгосрочных инвестиций. Все резкие отклонения от нормы в указанных трендах рассматривались как значимые индикаторы подготовки евроатлантических стран к полномасштабной Третьей мировой войне.
Однако согласия в дискуссиях о том, как именно должны быть отражены в модели эти новые факторы, достичь долго не удавалось, и некоторое время ежемесячные сводки модели РЯН продолжали поступать в Политбюро по прежним алгоритмам. К тому моменту, впрочем, начало серьезно сказываться и отставание советской аппаратно-программной базы от западных аналогов. Тем не менее учения “Способный лучник”, гибель корейского “Боинга” и ложное срабатывание СПРН в Серпухове-15 26 сентября 1983 года усиливали убежденность заказчиков и разработчиков модели в том, что за “дымовой завесой” действий стран НАТО действительно кроется поэтапная реализация планов Третьей мировой. Как уже отмечалось в ранее рассекреченных документах, в начале ноября 1983 года все компоненты ракетно-ядерной триады Советского Союза были приведены в полную боевую готовность для тридцатиминутного развертывания и целеселекции. Однако данные РЯН в очередную годовщину Октябрьской революции либо не поступили заказчику, либо не были им востребованы, поскольку как раз в этот период здоровье Юрия Андропова резко ухудшилось, и в оставшиеся до его смерти недели и месяцы воцарилась неясность по поводу того, кто и как должен реагировать на показания обновленной модели военного симулятора. По мнению составителей, Андропов относился к РЯН с большим интересом и склонен был уже с момента активации модели учитывать ее прогнозы, но в высшем руководстве КГБ отнюдь не все разделяли его позицию, а по сообщениям агентов на Западе в 1983 г. не было похоже, что страны НАТО действительно готовят упреждающую ядерную атаку. А именно ее предсказывала программа, если исходить из тогдашних показателей модели: 42–45 баллов. В первую очередь сомнениям подвергали саму фундаментальную посылку модели: безусловную готовность НАТО действовать по лекалам операции “Барбаросса”, готовясь к прошлой мировой войне вместо Третьей.
В середине ноября учения “Способный лучник” завершились, а компоненты ядерной триады Старой Империи были постепенно возвращены на прежние позиции.
Вскоре “гонка на лафетах” по коридорам власти Советского Союза перешла в решающую стадию междуцарствия накануне Перестройки, а в июне 1984 г. директор ЦРУ Уильям Кэйси представил президенту Рейгану меморандум, в котором ясно указал на непредвиденно болезненное восприятие странами ОВД конфронтационной политики предыдущего года и, в частности, широкомасштабных осенних учений в Западной Европе. Считается, хотя и не доказано, что этот документ убедил Рейгана в известной мере отойти от прежней стратегии и затем начать политику разрядки на встречах с новым правителем СССР Михаилом Горбачевым в Женеве и Рейкьявике.
По любопытному совпадению, тот же 1983 г. был отмечен выходом в широкий прокат Военных игр. Но в данном случае можно с большей уверенностью утверждать, что это именно совпадение, хотя задним числом и довольно пугающее. Кстати, похоже, что замороженный было римейк этого подросткового киберпанка снова обретает недюжинную актуальность.
Тем временем в Крыму местами возникают перебои не только со светом и интернетом, но также с газом и водой. Ситуация, в которой население одной из стержневых территорий Старой Империи вынуждено готовить еду и греть воду на кострах, вряд ли существенно отличается от картины постапокалипсиса в режиме боевой дРЯНи 1983 года разлива. Впрочем, изначально было ясно, что одного лаза в эту нору, через Перекопский перешеек, Аксенову на острове Крым не хватит.
LoadedDice