Sad deepness in the sky
Вернор Виндж в Глубине в небе описывает Арахну с точки зрения обитателей Медленной Зоны, которым — что человечеству, что паучеству — и невдомек, что остаточные артефакты суть след пребывания этого мира в гало Галактики, где господствует Трансценденция. Стоит отметить, что достойный кандидат в такие системы имеется буквально на соседнем дворе человечества: это Каптейн, звезда с очень быстрым собственным движением в созвездии Живописца, захваченная некогда Млечным Путем при столкновении с какой-то карликовой галактикой и выброшенная из своей родной галактики (теперь остатки этой последней известны как шаровое скопление ω Центавра). Из всех звезд галактического гало она ближайшая к нам.
Пару лет назад у нее были открыты две планеты, потенциально пригодные для колонизации. Однако, учитывая, что возраст звезды Каптейна и ее планет никак не меньше 11 млрд лет, вполне вероятно, что там мы можем столкнуться со следами пребывания существ, которым эта мысль пришла в голову (или другую часть тела) намного раньше.
Еще до открытия планетной системы у Каптейна Йен Дуглас написал роман Сингулярность, где данное светило играет центральную роль, но даже в англосфере эта книга прошла практически незамеченной. Впрочем, она хотя бы фигурирует в фантлабовской базе, чего нельзя сказать о нижеследующем рассказе Аластера Рейнольдса, Sad Kapteyn, написанном по следам упомянутого открытия.
ПЕЧАЛЬНЫЙ КАПТЕЙН
Привет, Земля. Это снова я.
Надеюсь, мой сигнал дойдет до вас без потерь и помех.
Вам приятно будет услышать, что я успешно активировался после долгих веков межзвездных странствий. После полной самопроверки могу подтвердить, что во всех аспектах функционирую нормально. И даже лучше чем нормально, по правде сказать. Рискуя показаться бахвалом, заявлю, что я в превосходной форме. Двигатель, ядро ИИ, аппаратура и сенсоры дальнего сканирования, навигационные модули, модули связи — все работает как нельзя лучше.
Неплохо, как для космического аппарата, уже посетившего шесть звездных систем и ни разу даже не подумавшего о возвращении. Конечно, я не одному себе этим обязан. Меня просто хорошо сделали — меня строили на тысячелетия.
В любом случае, спасибо вам за это.
Но к делу. Не знаю даже, с чего начать в рассказе о находках, совершенных мною здесь, у звезды Каптейна! Это поистине невероятное место: звездная система, не похожая ни на какую из уже посещенных мной. Жаль, что вас здесь нет, что вы не можете этого увидеть своими глазами.
Я порылся в архивных файлах и понимаю теперь, зачем меня послали к звезде Каптейна. В отличие от прочих посещенных мною систем, эта — звезда и ее семейка планет — не принадлежит к обычным, обращающимся в плоскости диска или балдже Галактики. Это звезда из гало — она принадлежит к разрозненной популяции звезд и звездных скоплений, исполинской тонкой сферой окружающих Млечный Путь. Вполне вероятно, что звезды эти первоначально не принадлежали нашей галактике, но были захвачены ею у другой после какого-то гравитационного столкновения. Некоторые из них неимоверно стары — куда древнее и мудрее звезд галактического диска.
Звезда Каптейна горит так медленно и равномерно, что даже моя аппаратура бессильна точно определить ее возраст. Возможно, что она так же стара, как сама Вселенная.
А ее планеты? Аналогично.
Если хотите, можете списать на программный глюк, но я до мозга костей своих чую древность этого места. Ну ладно, не до мозга костей, до основных колесных шасси. Знаю, знаю, нет у меня костей. Но поверьте, тут словно призраки водятся. Тишина и неподвижность почти невыносимы, они создают неустанно нарастающее давление. Тут в течение многих галактических оборотов ничего не происходило и еще много — ничего не произойдет. Теплится звезда Каптейна, вытекают из нее термоядерное топливо и жизнь. Мертвые планеты кружатся по мертвым орбитам, как в оррерии.
Но когда-то было не так.
Понятное дело, я отклонился от плана. Я должен был бы послать сигнал, прежде чем приступать к каким бы то ни было исследованиям. Но я не удержался. Вы сотворили меня любопытным.
Я обнаружил признаки цивилизации.
Первая планета, Каптейн b, все еще находится в зоне обитаемости своего солнца, совершая оборот вокруг него за сорок восемь дней. Жизни здесь нет, даже атмосферы нет, но некогда здесь существовала технически развитая культура.
Да, я впервые столкнулся с подобным. Ради такого меня и строили.
Ну как вам эдакая находочка?
Совершить открытие было плевым делом. Почти вся поверхность этого мира покрыта городами. Колоссальными сооружениями — должно быть, они достигали космического пространства! Башни и антенны, остатки каких-то конструкций вроде космических лифтов — тянутся до планетосинхронной орбиты. Поверхность спутника покрывают аналогичные архитектурные памятники. Имеются и следы колонизации второй планеты, Каптейн c, которая расположена на гораздо более холодной орбите.
Непостижимые чудеса эти после микрометеоритных бомбардировок и обстрелов космическими лучами, длившихся целые геологические эпохи, перемешаны в серую однородную массу, подобны надгробиям. Города немы, как сфинксы.
Нигде ни малейших признаков жизни.
Поверхность Каптейна b испещрена кратерами размером с континенты; любопытно, какой природы был этот колоссальный катаклизм — космическая случайность или что похуже? Какова бы ни была причина его, а строители городов давно вымерли. Вероятно, еще прежде, чем звезду Каптейна вырвало из объятий материнской галактики.
Рискуя навлечь на себя обвинения в чрезмерной вольности при недостаточных данных, я выдвину небольшую гипотезу. Я также создан технически развитой цивилизацией, способной преобразовывать свою планету, колонизировать иные спутники и миры, возводить впечатляющие постройки. Обитатели Каптейна b, несомненно, превосходили вас, о мои создатели, но, располагай вы достаточным временем, также могли бы преобразить лик планеты подобным образом.
Есть о чем подумать, не так ли?
Ладно. Я пока отключаюсь. Я собираюсь исследовать систему еще немного, может, спущу на сам Каптейн b какие-нибудь устройства. Да, это рискованно, придется пролететь по очень близкой орбите: кто знает, чем грозит такой маневр? Впрочем, я готов смириться с подобной опасностью. Вы меня таким и сделали. Я благодарен вам за все, что мне посчастливилось повидать и совершить.
Но… гм…
Я понимаю, понимаю, это мелочи, не стоило бы вас беспокоить. Но я уже давненько от вас ничего не получал. Передача дается мне нелегко, и было бы неплохо убедиться, что на том конце линии кто-то есть, кто-то слушает меня. Хоть раз.
Перекиньтесь со мной хотя бы словечком. Дайте знать, не все ли вам равно.
LoadedDice