S-word and stone

Loaded Dice
3 min readJul 29, 2017

--

Ларри Нивен, Мэтью Джозеф Харрингтон, Камень Голиафа (The Goliath Stone, 2013)

Когда мне говорят, что Ларри Нивен уже не торт, я всегда советую не ограничиваться в изучении его творчества напетыми по спутниковому телефону Рабиновича баснями. В заметках о дилогии про Мир-Вок (русские переводы снабжены подробными комментариями и, в отличие от оригинала, тщательно отредактированы) я уже отмечал, чем силен дедушка Ларри, и от смены соавтора синергия не тухнет.

Тем более Мэтью Джозеф Харрингтон — кто-то вроде Вохи Васильева, бывший фанат межавторского цикла о кзинах, ныне удостоенный чести вытряхивать за мэтром клавиатуру от сигаретного пепла. Поэтому Камень Голиафа — почти чистый Нивен постмошкитского периода.

Если Чаша небес и Корабль-звезда— это Ringworld Revisited (такое определение применительно к дилогии значительно уместней, чем для Возвращения с Мира-Кольца), то Камень Голиафа — Lucifer’s Hammer Remastered. Помните классический, совместный с Пурнеллом, роман-катастрофу, выходивший на русском с душевными иллюстрациями? Возьмите Молот Люцифера, покройте его мономолекулярным слоем нанокомпозита, посыпьте щепоткой порошка из сушеной карпентеровской мухи, полейте медицинскими анализами Айн Рэнд (болезни, от которых исцеляет страждущих своими нанитами Тобиас Глайер, описаны смачно и натуралистично, так что если вам есть о чем вспомнить при слове “колоноскопия”, лучше пролистывайте эти страницы) и запустите в космос. А потом… обратно на Землю 2051 года.

Почему эту книгу (как и, по другим причинам, Чашу небес и Корабль-звезду), стоит прочесть даже тем, кто, как я, плюется от производственной фантастики ближнего прицела, ловит сатори от игр с языком и режется в подкидного дурака с недостоверным рассказчиком?

Это прежде всего ядреная политическая сатира, по сути — беллетризованная версия блога Джерри Пурнелла, густо замешанная на радикальном технолибертарианстве и эволюционной синергетике. Астероид Бриарей Нивена-Харрингтона угрожает плюхнуться в обширный, затянутый ряской пруд, где наперебой надрываются самые разные лягушки. Колин Пауэлл и Сара Пэйлин, Хиллари Клинтон и Линн Форестер де Ротшильд, Арнольд Шварценеггер и Джон Керри, Майкл Манн и Барак Обама, лауреат Нобелевской премии мира как первый афросапиенс в белом-белом доме (о, добрые старые деньки, когда американские индейцы еще не задумали взять реванш у WASPов, накурившись трубок мира с наноботами). Успешно предсказана всемирная охота за Эдвардом Сноуденом и Давидом… извините, Джулианом Ассанжем. Разве что мягкий перезапуск Холодной войны не озвучен в явной форме, хотя космопроходческое либертарианство вполне уместно именно в таком сеттинге (на момент выпуска книги Элон Маск еще не закрепился в статусе хранителя скрижалей Кремниевой долины).

Как изменится тональность вашего кваканья, дорогие, когда вострубят ангельские нанотрубы? Что скажете вы на Судном дне человечества, когда вас припрут к стене?

А что техногикам за печаль ваши ответы? Они полетели спасать мир. Это ведь так прикольно, хотя и не всегда приносит желаемый результат.

Сэм Квинн просигналил кораблю АДИП, как только стало ясно, что судно это уже возможно захватить.

— Внимание, неопознанный корабль. Говорит звездолет НАСА “Дипломат. Вы, как нам кажется, следуете прямым курсом на территорию, находящуюся в собственности США. Остановитесь и ожидайте инструкций. Конец передачи.

Ответил женский голос.

— Доброе утро, “Дипломат. Как вам превосходно известно, это корабль Альянса Дружественных Индейских Племен “Жар-птица, и да, мы приближаемся к частной собственности. Однако США подписали несколько международных соглашений, регулирующих, среди прочего, непродолжение их сферы влияния за пределы атмосферы. Отсюда следует, что в данный момент мы находимся на ничейной международной территории. Любые попытки вмешаться в наш полет будут расценены как пиратство, причем не только стороной АДИП. Так получилось, что ваш звездолет спроектировала я. Вы хоть когда-нибудь его по-человечески научитесь пилотировать?.. “Жар-птица, конец связи.

Впрочем, роман Нивена и Харрингтона куда ближе Защитнику, чем вышедшей спустя два года работе Стивенсона; Джек Бреннан, вероятно, одолжил Тобиасу Глайеру немало супергеройских костюмов из бутика у корней древа жизни.

LoadedDice

--

--

Loaded Dice

We begin with the bold premise that the goal of war is a victory over the enemy. Slavic Lives Matter