Ringworld Protectors
Перенос с почившего Scriptogr.am от 2 октября 2013 года.
Ларри Нивен, Защитник (Protector, 1973)
Защитник, весьма недооцененный в рунете (не в последнюю очередь, конечно, из-за скверного перевода), обычно хвалят за корректное описание космических полетов и сражений. Я скорее согласен с этой точкой зрения, хотя есть в книжке как эффектная бомбардировка Марса ледяным астероидом, так и торможение корабля о… ну обо что? Надо полагать, о мировой эфир. Сравните замедление Искательницы солнц в недавней Чаше небес и поймете, что фиксить знаменитые баги Нивен за сорок лет так и не научился: не багами он ценен, а размахом демиургии, который заставляет их игнорировать. А взять историю с вращением Земли в обратную сторону из первоиздания Мира-Кольца? Много их.
Защитник, впрочем, более важен друпаловской^W ролью краеугольного камня вселенной Известного Космоса. Он скрепляет в единое целое Мир-Кольцо и его многочисленные приквелы-сиквелы-вбоквелы. Нельзя сказать, что это сделано изящно, однако, по крайней мере, гораздо грамотнее, чем у Азимова или продолжателей Херберта в попытках построить историю будущего аналогичного размаха.
Всем, кто хоть сколько-то интересуется англоязычной НФ, должно быть известно, что изначально Нивен не планировал продолжать Мир-Кольцо и тем более приплетать к нему защитников с бридерами: его вынудили это сделать фэндомные тролли, обнаружившие в конструкции Кольца неустранимую неустойчивость.
Спойлернем: ниоткуда в Мире-Кольце и Защитнике по отдельности не следует, что Инженеры Кольца суть Защитники расы Пак. Этот вывод делают Льюис У (за употребление жуткого колесниковского гибрида Луис Ву буду банить) с кукольником уже в Инженерах Кольца, написанных через одиннадцать лет после Мира-Кольца и через восемь — после Защитника.
Что до самого обсуждаемого здесь романа, то у него куда больше родственных черт с написанной одновременно Мошкой в зенице Господней. Защитники и мошкиты — модельные расы, на чьих примерах Нивен и Пурнелл изучали социологические последствия теорий Гоббса и Мальтуса в космическом масштабе.
[Hint: во множественном числе титул современника Гоббса, Оливера Кромвеля, пишется именно так, как в заглавии топика.]
Наиболее существенное отличие заключается в том, что защитники не заперты в одной планетной системе, как мошкиты… вот только чтобы оценить его в полной мере, надо постоянно напоминать себе, что именно Пак соорудили Мир-Кольцо. А это, повторюсь, из Защитника совершенно не ясно.
Давайте посмотрим, почему защитники не могли построить Мир-Кольцо.
I. Защитники Пак, проживавшие в своей родной системе, до такой степени одержимы заботой о бридерах и войной друг с другом, что что окрестности Библиотеки в каждом тысячелетии приходится засевать радиоактивным кобальтом для защиты от посягательств, а отправка корабля в сторону окраин Галактики требует массового геноцида несогласных (сравните с коллапсом мошкитской цивилизации после колоссального напряжения сил с запуском Зонда Безумного Эдди через Угольный Мешок). А ведь для строительства Мира-Кольца нужно было приложить усилия несоизмеримо большие. Даже кукольники Пирсона, сумевшие передвинуть и сгруппировать розеттой Кемплерера^W Клемперера свои планеты во Флот Миров, признают технологическое превосходство Инженеров Кольца.
II. Защитникам Пак была бы жизненно важна космическая экспансия, чтобы вырваться за пределы родной системы. Если они не смогли преодолеть внутреннюю грызню во имя колонизации ближайших систем, с чего бы им заниматься проектом масштаба Кольца так далеко от родины? Для работ такого уровня потребовались бы тысячи лет неустанного сотрудничества Инженеров.
III. Показанные в Защитнике технологии Пак не слишком заметно превышают человеческие начала XXII в. Излишне говорить, что их недостаточно для постройки мирохабитата.
IV. Если даже Защитники построили Кольцо, то — с их-то охотой до новых ресурсов, великолепным интеллектом и железным инстинктом заботы о потомстве — едва ли позволили бы себе настолько там расслабиться, чтоб тривиально вымереть.
V. Вообще, пожалуй, только постдефицитную цивилизацию уместно представлять Инженерами Кольца. Как может быть реализована эта постдефицитная цивилизация? Самым вероятным ее общественным строем кажется либертарианская инфономика, но если коды доступа от нее в руках или псевдоподиях самопровозглашенного Защитника, то случай этот правомерно защитать как слив.
Теперь встанем на противоположную позицию и попытаемся понять, отчего на самом деле все пошло по сценарию Инженеров Кольца.
I. Ничто не мешает предположить, что таким же образом несогласных употребили при строительстве Мира-Кольца, благо огромные темпы размножения это позволяли. Мошкитам тоже ничто не мешало возрождать цивилизацию цикл за циклом: все металлы и все ресурсы со всей системы Мошки уже ведь были добыты, требовалось их только трансформировать.
II. Мир-Кольцо, по внутренней хронологии Известного Космоса, сооружен 2.5 млн лет назад. Как раз в это время группа Защитников оборудовала астероид для путешествия в Рукав Ориона. В истории любой расы, даже самой воинственной, могут случаться моменты, достаточные для более или менее слаженной работы.
Так и мошкиты соорудили солазер для разгона зонда к Новой Каледонии. Да, после этого закончился очередной Цикл, и астероидная часть системы впала в варварство, а лазерную пушку выключили. Что с того? Мошкитская раса уже сорвалась с мальтузианской спирали.
Так происходит и у людей. Человек — не просто агрессивный вид, но один из самых агрессивных на Земле, что естественно для его функции суперхищника экосистемы. Тем не менее пять тысяч лет, проведенных в технологическом измерении эволюции вместо биологического, изменили лик планеты и человеческий социум до неузнаваемости. Сходные мошкитскому примеры технологического преодоления мальтузианской ловушки легко отыскать, скажем, в истории Китая, ёмкость экологической ниши которого за две с лишним тысячи лет увеличилась более чем на три порядка.
III. Можно предположить, что Мир-Кольцо построила эволюционно несколько отличная от исходной разновидность Защитников, более склонная к кооперации. Объяснение такого поведенческого сдвига допустимо искать в эффекте генетического бутылочного горлышка. Кроме того, хабитат именно таких размеров наилучшим образом отвечает потребностям Пак. Именно столько жизненного пространства им требовалось, чтобы как-то сосуществовать даже вопреки гоббсовской войне всех против всех.
IV. Изначально Защитники Пак и так уступали численностью расселенным по Миру-Кольцу бридерам, а ко времени действия Детей Кольца в живых оставался лишь один их представитель. Впрочем, разве нельзя загадку вымирания Защитников на Кольце свести к лаконичной максиме Теодосия Добжанского, несомненно известной Нивену:
В биологии ничто не обретает смысл иначе, как в свете эволюции.
Собственно, и терранская фольк-энциклопедия уходит от явного ответа:
The Pak Protectors built the Ringworld, but for some unknown reason, the Protectors and the Tree-of-Life died off, leaving the Breeders to breed and mutate randomly.
Продолжая эволюционный экскурс, обмолвлюсь, что в Защитнике, помимо прочих тем, Нивен исследует проблему благотворной ксенотирании: можно ли доверить судьбы человечества гибриду человека и инопланетянина, превосходящему опытом и возможностями обычных особей обеих рас и полному уверенности в том, что именно он знает, как лучше творить историю? Насколько болезненной и деструктивной является эта уверенность? Сходную задачу пытался решить одновременно с Инженерами Кольца Фрэнк Херберт в Боге-Императоре Дюны, но лично я, по знакомстве с Разрушителем миров (непрямым сиквелом Защитника), дополнительно укрепляюсь в оценке Бога-Императора как самой слабой книжки канонической гексалогии о Дюне.
V. Защитники Пак постдефицитной цивилизацией не являются. С другой стороны, не были ею и гзилтианцы Бэнкса из Водородной сонаты, что не помешало их обществу сохранить милитаризованную структуру… Все же я понял бы легкомысленно-небрежное отношение к мирохабитату Кольца в обществах Клады Макдональда и Культуры Бэнкса, но не у Защитников Пак.
Кольца они явно не на заводском станке фрезеруют. И не по ведру за пятак.
Как видим, на каждый арабский аргумент моей девушки найдется довольно обоснованное римское возражение, хотя мне кажется, что она выигрывает с небольшим перевесом. Детектор suspension of disbelief в Известном Космосе Нивена у каждого покажет свой градус.
Взгляните на эту версию обложки, и вам станет понятно, откуда черпали вдохновение сценаристы и костюмеры Хищника.
Версия истории Кольца, рассказанная в Инженерах Кольца, не без проблем сопрягаема с хабитатом из первой великой книги цикла, если знакомиться с работами Нивена по хронологии написания. Версию, рассказанную в Детях Кольца и Роке Миров: Возвращении с Кольца, примирить еще тяжелее. Очевидно, Нивен учел эти сюжетные заузливания при работе с Бенфордом над циклом о Чаше Небес, и первый том его представляет собой по сути один большой cliffhanger. Впрочем, что здесь странного? Чаша Небес — Big Smart Object, а Мир-Кольцо — Big Dumb Object.
LoadedDice