Into the dustbin

Оппоненты пилотируемых космических миссий обычно задействуют один и тот же комплект аргументов (“нечего нам делать в дальнем космосе, пока дома бомжи и беженцы сена просят”, “на химических двигателях далеко не улететь, альтернативы же вовсе не просматриваются”, “автоматы все сделают за нас, а в провианте, воде и кислороде они не нуждаются”), порядком набивших оскомину еще в начале века,

и непохоже, чтобы он сильно изменился после римейка Холодной войны в формате санкционного противостояния Федеральной Империи и НАТО/AUKUS, гармонично дополняемого повсюду тлеющими на руинах Донбасса пожарами. Впрочем, роль Starlink в информационном и навигационном обеспечении конфликта уже подтверждает старое правило: где большая война на разломе социокультурных тектонических плит, там нелинейный технический прогресс.

Но пока до термоядерных таранников или сверхсвета мы не дозрели, вышецитированная стопка доводов по-прежнему на слуху. Всего смешнее в последние года полтора кажется аргумент о принципиальном превосходстве автоматики. Так, отключившийся 18 декабря стационарный марсоход НАСА InSight добрых два года пытался забуриться в марсианскую почву, но по достижении скромной глубины в полметра (вместо запланированных пяти метров) был вынужден оставить эти попытки: механические характеристики грунта разошлись с ожидаемыми, и вместо заглубления бур принялся попросту “подпрыгивать” в осыпающемся грунте без всякого ощутимого результата. Человек в подобной ситуации истратил бы явно меньше двух лет, чтобы заменить сверло или отойти в сторону и попытаться еще раз, например, с лопатой и совком.

А сегодня новый повод для грусти появился уже у китайских покорителей космоса: марсоход “Чжужун”, прибывший на планету в мае позапрошлого года по программе “Тяньвэнь”, не вышел из зимней спячки. Похоже, что первая зима на Марсе оказалась для аппарата и последней. Вероятнее всего, суровые зимние бури занесли пылью его солнечные панели, и ровер замерз. Аналогичная судьба уже постигала на Марсе аппараты НАСА, но после заметно более продолжительных “командировок” — собственно, и InSight пал жертвой запыления энергопанелей. Разумеется, миссия “Чжужуна” в любом случае достойна считаться успешной, и свой расчетный срок пребывания на Марсе (три месяца) он без проблем превысил… но осадочек-то останется.

Человек в подобной ситуации просто подкрепился бы из пакета с сухпайком и энергично смел бы пыль с фотоэлементов ровера или заменил ему аккумулятор. Да и на преодоление 2 км по поверхности Марса у биологического разведчика ушло бы всяко меньше полутора лет.

Ну хоть за Perseverance, новейшее пополнение отряда марсоходов, переживать не приходится: ровер бодр, полон энергии (от радиоизотопного, а не фотоэлектрического, генератора) и приступил к размещению в стратегически выбранных местах капсул с пробами грунта, которые полагается увезти на Землю в ходе миссии Mars Sample Return… когда-нибудь потом, в 2030-х.

Да и эту фантастику ближнего прицела уже основательно почиркали редакторы: рекорды военного бюджета США сами себя не обновят.

--

--

Мое терпение имеет более одной причины. Slavic Lives Matter

Get the Medium app

A button that says 'Download on the App Store', and if clicked it will lead you to the iOS App store
A button that says 'Get it on, Google Play', and if clicked it will lead you to the Google Play store
Loaded Dice

Мое терпение имеет более одной причины. Slavic Lives Matter